Содержание:
Согласно данным Росстата, на конец 2018 года в России работало почти 3,7 млн ИП. Именно такая форма ведения предпринимательской деятельности является самой распространенной и массовой.
Ежегодно в стране открываются сотни новых ИП — население активно пробует свои силы в предпринимательстве. Первым шагом на пути к созданию собственной компании является регистрация предприятия. Неопытному человеку, не имеющему юридических познаний, эта задача может показаться сложной. Так ли это? И как именно выглядит необходимый порядок действий? Рассмотрим ниже.
Кто может стать предпринимателем в России?
Индивидуальным предпринимателем может стать каждый дееспособный совершеннолетний:
- гражданин РФ — при условии, что он не является государственным служащим;
- гражданин страны из ТС, имеющий регистрацию и получивший по этой регистрации ИНН;
- гражданин страны, не входящей в ТС, имеющий ВНЖ и получивший ИНН.
Некоторые отрасли предпринимательства имеют дополнительные ограничения, в основном распространяющиеся на судимых граждан.
К примеру: лица с судимостью за преступления против фундаментальных прав человека (отсидевшие за убийство, нарушение половой неприкосновенности, причинение тяжких телесных повреждений) не имеют права начать бизнес в качестве ИП в сфере взаимодействия с несовершеннолетними.
Также нельзя открыть второе ИП (если одно уже есть, и оно не ликвидировано).
Пошаговая инструкция по открытию ИП в 2019 году
Если у вас возникла какая-то интересная бизнес-идея с минимальными затратами и вы хотите работать официально — проще всего оформить ИП (если сфера деятельности подходит).
Пошагово процедура открытия выглядит следующим образом:
- Определяется способ регистрации: будете вы сами заниматься сбором и подачей документов или заплатите специалисту, который возьмет все задачи на себя.
- Выбирается товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение (необязательный пункт). По закону ИП не может иметь «красивого» названия, и во всех документах фигурирует по ФИО создателя (к примеру: ИП Петров А. В.). А вот выбрать и зарегистрировать перечисленные знаки — можно.
- Определяется код деятельности по ОКВЭД.
- Заполняется заявление по форме Р21001.
- Уплачивается госпошлина.
- Выбирается режим налогообложения.
- Собирается пакет документов.
- Документы подаются в ИФНС.
- Забирается результат. Обычно дату выдачи сразу пишут в расписке, которую дают заявителю при подаче документов. В результате предприниматель должен получить лист из ЕГРИП (форма Р60009).
После этого вы официально станете индивидуальным предпринимателем. Дальнейшие действия:
- Если вы сразу нанимаете на работу сотрудника, нужно будет встать на учет в ПФР и ФСС.
- Получить коды статистики.
- Сделать печать.
- Открыть банковский счет.
- Если вы будете заниматься деятельностью, которая нуждается в лицензировании — получить лицензию.
- По необходимости покупается кассовый аппарат.
- Обеспечивается ведение бухучета.
Дальше рассмотрим некоторые пункты более подробно.
Выбор кода ОКВЭД
При регистрации требуется выбрать и указать виды деятельности, по которым вы будете работать. Выбирать их нужно из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности — ОКВЭД. На 2019 год действующим документом является ОКВЭД-2014 (029-2014).
Из ограничений — ИП не могут регистрироваться для работы в следующих сферах:
- авиаперевозки и космическая отрасль;
- инвестиционные фонды, НПФ, ПИФ;
- банковские услуги;
- работа с алкогольной продукцией (производство, продажа — кроме розничной продажи пива крепостью до 5%);
- работа с оружием, боеприпасами, военной техникой (производство, продажа, обслуживание);
- частные охранные услуги;
- услуги по трудоустройству граждан за рубежом;
- работа с любыми лекарственными средствами (производство, продажа).
Выбор системы налогообложения
Один из важнейших вопросов для каждого предпринимателя. От того, какую систему вы выберете, зависит и удобство уплаты налогов, и выгода.
Варианты для ИП:
- ОСНО (общая система). Платить придется НДФЛ (13%), НДС (0%, 10% или 18% в зависимости от сферы деятельности) и налог на имущество, которое будет использоваться для бизнеса. Для старта бизнеса — вариант не очень удобный: сразу потребуется квалифицированный бухгалтер.
- УСН (упрощенная система). Налог может быть 2 видов: «Доходы» (6%, идеальный вариант для оказания услуг) или «Доходы минус расходы» (15%, выгоден, если будут какие-то расходы на закупку материалов, товаров и оборудования). Отчетность подается 1 раз в год. Может оформляться, если доход не превышает 150 млн в год.
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Налог составляет 15%. Вариант удобный, но доступен не всем предприятиям — распространяется только на определенные виды деятельности и не в каждом регионе.
- ПСН (патентная система). Идеальный вариант для тех, кто занимается оказанием каких-либо услуг. До 2020 года налог не платится вообще. После — составляет 6% от потенциального дохода.
- ЕСХН (сельхозналог). Может оформляться, если более 70% дохода ИП получает от сельхоздеятельности. Размер налога — 6% от налоговой базы.
Совет: выбор и переход на нужную систему осуществляется добровольно. Если необходимо — можно зарегистрировать ИП с налогообложением в разных системах (для разных видов деятельности). Однако для таких задач нужно нанимать опытного бухгалтера — самостоятельно предприниматель вряд ли разберется во всех тонкостях правил.
Если при открытии ИП предприниматель не выбрал какого-то режима, по умолчанию он будет работать по ОСНО. По необходимости он сможет перейти на другую систему уже после регистрации ИП.
Подача заявления и документов
Для регистрации потребуется список документов:
- Заявление (форма Р21001). Если его будет подавать не заявитель, а другое лицо — заявление должно быть нотариально заверено.
- Копия паспорта заявителя.
- Квитанция о внесении госпошлины (800 рублей).
- Справка о несудимости (если сфера деятельности связана с воспитанием детей или образованием).
- Уведомление о выбранном режиме налогообложения в 2 экземплярах (в некоторых случаях могут запросить в трех).
- Для иностранцев: копия ВНЖ, разрешения на работу и нотариально заверенный перевод паспорта.
После того, как документы будут собраны, останется подать их в регистрирующий орган. Сделать это можно либо самостоятельно, либо через представителя. Если вы будете подавать документы лично — нужно просто отнести их в регистрирующий орган (и через 5 дней получить результат).
Есть и другие варианты личной подачи:
- Документы готовятся другим человеком, заявитель только относит их в ИФНС.
- Документы пересылаются Почтой России или курьерской службой.
- Регистрация производится через сайт ФНС — nalog.ru. Дополнительно потребуется электронная подпись и установка программы ППДГР.
- Оформление через портал Госуслуги.
- Оформление через МФЦ. Минус в том, что МФЦ есть не везде, и результат приходит не через 5 дней, а позже.
Уплата госпошлины
При регистрации обязательно требуется уплатить госпошлину. Ее размер составляет 800 рублей. Платить через банк может не сам индивидуальный предприниматель — сделать это имеет право и другой человек, знающий нужные реквизиты.
Для оплаты нужно:
- Сформировать квитанцию через онлайн-сервис ФНС — service.nalog.ru.
- Распечатать квитанцию.
- Оплатить через любой банк (комиссия при этом не берется).
Совет: через сервис ФНС можно провести оплату напрямую, не посещая банк. В таком случае обязательно распечатайте платежку, которую получите после оплаты: в налоговой ее могут запросить, чтобы подтвердить платеж.
Регистрация в налоговой
Оформить ИП можно в регистрирующем органе по месту прописки предпринимателя. Узнать нужное отделение и его адрес получится на сайте ФНС — service.nalog.ru.
Регистрация в ПФ и ФФОМС
Налоговая инспекция сама отправит данные после открытия ИП. От предпринимателя потребуется только встать на учет как работодателю. Делается это после того, как будет подписан трудовой договор с первым нанятым сотрудником. Происходит процедура в сроки:
- ФФОМС — до 10 дней.
- ПФР — до 30 дней.
В случае просрочки на ИП налагается штраф: от 5 до 10 тысяч рублей.
Как зарегистрировать ИП — видеоинструкция от эксперта
Достоинства и недостатки регистрации ИП
К преимуществам открытия ИП (по сравнению с открытием ООО) можно отнести следующие нюансы:
- быстрая и несложная регистрация;
- облегченная отчетность;
- меньшие размеры штрафов в случае нарушений;
- простая и быстрая процедура ликвидации;
- отсутствие лимитов на обналичивание выручки.
Из минусов:
- открывать ИП имеет право только одно лицо — соучредителей быть не может;
- индивидуальный предприниматель — одновременно и собственник, и главный руководитель: нанимать директора без нотариальной доверенности нельзя;
- повышенная финансовая ответственность: денежные проблемы ИП могут затрагивать его личное имущество (тогда как в ООО они распространяются только на собственность юридического лица);
- страховые взносы ИП обязан выплачивать каждый месяц — даже если доходы отсутствуют и деятельность приостановлена (в отличие от ООО, которое не обязано отчислять средства в ПФ при нулевом балансе).
Подводим итоги
Если подытожить — оформить ИП немногим сложнее, чем заполнить анкету при приеме на работу. Единственные сложности могут заключаться разве что во времени, которое придется потратить на изучение всех нюансов.
Если у вас не получается самостоятельно вникнуть во все тонкости регистрации, проще всего заплатить деньги и получить консультацию специалиста. В отделении налоговой подробные ответы вряд ли кто-то даст, а самостоятельно разбираться можно долго.