Содержание:
Автобиография – отдельный документ при устройстве на работу (не дубликат резюме). Так работодатель получает о соискателе дополнительную информацию, что позволяет ему сформировать полное представление о кандидате. Это необязательный документ: трудовое законодательство РФ не заставляет его составлять, но в некоторых случаях он полезен.
Автобиография готовится соискателем, который позже передает ее работодателю лично. В ней описываются основные этапы жизни, не указываемые в официальном резюме (правильно составить резюме – отдельная задача).
Когда при трудоустройстве нужна автобиография?
Благодаря автобиографии работодатель видит, как менялись жизненные приоритеты соискателя, чего он смог добиться, а в чем оказался бессильным. Если претендент на должность указал неоконченные вузы, руководителю следует узнать, по какой причине он не смог из них выпуститься. Когда у потенциального работника были продолжительные перерывы в трудовой деятельности, нужно выяснить, почему. При наличии у соискателя маленьких детей или большой семьи необходимо спросить, сможет ли он выполнять рабочие и домашние обязанности одновременно.
Другое преимущество автобиографии заключается в том, что она демонстрирует грамотность человека, способность ясно и четко излагать мысли, структурировать информацию. В некоторых компания трудится специалист по графологическим исследованиям: он выясняет, насколько соискатель в данном документе был открыт, есть ли у него негативные особенности характера.
Иногда требование написать автобиографию является обязательным, что имеет отношение к специфике должности/компании. Документ подается вместе с заявлением о приеме на работу. Соискатель привлекает к себе повышенное внимание, если претендует на работу, связанную с высокой материальной ответственностью, военной или коммерческой тайной.
В последнем случае HR-сотрудники разрабатывают для написания автобиографии отдельные бланки. В них человек отмечает, участвовал ли он в выборах, привлекался ли к уголовной ответственности, имеет ли какие-либо заболевания. Чтобы избежать затруднений при собеседовании, нужно предупреждать о необходимости передавать такую информацию заблаговременно.
Как написать автобиографию на работу?
Есть перечень правил:
- документ заполняется в письменном виде;
- перед вступлением посередине наверху листа пишется заголовок – автобиография;
- вступление следующее: «Я, ФИО, родился…»;
- факты из жизни описываются произвольно в хронологической последовательности;
- в конце проставляются подпись и дата составления документа.
Автобиография пишется на одном листе бумаги формата A4. Она состоит из ряда элементов:
- ФИО;
- дата и место рождения;
- информация о родителях, составе семьи (супруг, дети, братья и сестры) – дата рождения, образование, работа;
- образование (от школы до получения диплома по изученной специальности с указанием продолжительности обучения);
- информация о должностях в прошлом и предыдущих местах работы, причинах увольнения (без оскорблений и переходов на личности);
- информация о полученных поощрениях, наградах;
- научные публикации, труды, разработки, патенты;
- предпринимательская деятельность (при наличии);
- мужчина указывает информацию о пройденной воинской службе, звании;
- если женщина меняла свою девичью фамилию, следует указать ее и дату изменения;
- кратко – деловые качества и профессиональные навыки, пожелания к будущей работе.
В некоторых организациях требуют написание автобиографии в присутствии кадровика, поэтому рекомендуется составить текст документа заблаговременно. Иногда работодатели просят вместе с автобиографией заполнить анкету для соискателя при приеме на работу. Она состоит из нескольких вопросов.
Образцы автобиографии при приеме на работу
Рассмотрим несколько образцов.
Образец автобиографии №1
Образец автобиографии №2
Образец автобиографии №3
Подводим итоги
Автобиография позволяет работодателю лучше узнать соискателя (иногда характеристики и других документов оказываются недостаточно). Потенциальный работник прописывает в ней образование, предыдущие места работы, состав семьи, награды и достижения, а также качества характера.
Писать автобиографию нужно от руки на одном листе формата А4. Следует придерживаться официального стиля написания. Нельзя совершать ошибок, переходить на личности и опускаться до оскорблений – именно по тому, как написана автобиография, работодатель будет судить о профессиональной пригодности соискателя. Можно воспользоваться примерами, шаблонами и образцами при ее написании.