Содержание:
Когда зарплаты недостаточно для обеспечения нужд семьи, приходится искать дополнительные источники дохода. И зачастую выходом из сложной финансовой ситуации становится работа по совместительству. Прием на нее предполагает подачу соответствующего заявления. О том, как его правильно оформить, и пойдет речь дальше.
Мы расскажем, что собой представляет работа по совместительству и как правильно писать заявление о приеме на нее. Кроме того, используя подготовленные нами образцы, вы сможете написать заявление быстро и без каких-либо затруднений.
Что такое работа по совместительству?
По российскому трудовому законодательству работнику предоставляется право выполнять помимо основной еще и дополнительную работу. Это и есть совместительство. В отечественном Трудовом кодексе оно определено как выполнение дополнительной оплачиваемой работы на регулярной основе с оформлением трудового договора в то время, когда гражданин свободен от выполнения обязанностей по своей основной должности.

Таким образом, основные признаки совместительства следующие:
- Работа выполняется на регулярной основе.
- Обязанности по дополнительной должности выполняются во время, свободное от основной.
- Оформляется трудовой договор. Таким образом, проведение каких-либо работ по гражданско-правовому договору (например, подряда) – это не совместительство.
- Есть оплата. Работа на общественных началах совместительством не считается.
Важно: Трудовое законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении количества рабочих мест, которые можно занимать одновременно. Однако специальными нормативными правовыми актами могут устанавливаться исключения для некоторых профессий и сфер деятельности.
Совместительство может быть внутренним или внешним. В первом случае речь идет о ситуации, когда и основное, и дополнительное места работы находятся в одной компании, а при второй форме совместительства работодатели разные.
Следует отличать совместительство от совмещения, которое представляет собой возложение на работника с его письменного согласия дополнительных обязанностей к тем, которые он выполняет по трудовому договору. Другими словами, совместительство – это работа на нескольких должностях сразу, а совмещение – выполнение, кроме основных обязанностей по должности, дополнительных функций.
Совет: если вы решите уволиться, ознакомьтесь с заявлением на увольнение по собственному желанию.
Для работы по совместительству характерны некоторые особенности, о которых следует знать, прежде чем подавать заявление о приеме на должность:
- Запрещена работа по совместительству для несовершеннолетних, то есть тех, кому не исполнилось 18 лет, на опасных и вредных работах, если основная должность тоже связана с такими условиями.
- Рабочий день по совместительству не может быть дольше 4 часов.
- Ежегодный отпуск должен предоставляться совместителю в то же время, что и по основному месту работы.
- Совместителя могут уволить по причине приема на его должность сотрудника, для которого это будет основная работа.
Совет: узнайте о выплатах при увольнении по сокращению штатов.
Как правильно написать заявление на совместительство?
В законе отсутствует какой-либо образец заявления о приеме на работу, в том числе по совместительству. Однако при его оформлении необходимо придерживаться некоторых правил. В основном они те же, что и при приеме на основную работу, однако есть некоторые нюансы. Итак, заявление должно содержать определенные сведения:
- Наименование компании, в которой планирует работать заявитель.
- Информация о руководителе (фамилия, имя, отчество, должность).
- Данные заявителя (ФИО без сокращений). Чтобы обеспечивалась идентификация, может указываться дата рождения, адрес и паспортные данные.
- Цель подачи заявления. Используются такие формулировки, как «прошу принять меня», «прошу назначить меня на должность» и т.д.
- Должность и структурное подразделение.
- Условия трудоустройства. Необходимо указать, что работа будет выполняться по совместительству.
- Дата, с которой претендент готов приступить к работе.
- Информация об основном месте работы.
- Дата оформления заявления.
- Подпись заявителя.
Совет: если вас привлекают к работе ночью, узнайте об оплате труда в ночное время.
Кроме перечисленных сведений, могут указываться и дополнительные, например об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка, удаленной работе и т.д.
Отсутствие в заявлении сведений об основном месте работы не может быть основанием для отказа в приеме заявления.
Для подачи заявления о приеме на работу по совместительству необходимо собрать пакет документов:
- Паспорт или другое удостоверение личности.
- ИНН.
- СНИЛС.
- Диплом или другой документ об образовании либо квалификации (если для выполнения работы требуются специальные знания).
- Справка об основном месте работы (при внешнем совместительстве).
- Справка о характере работы по основному месту (когда по новой должности опасные или вредные условия труда).
С учетом конкретных обстоятельств и требований специальных нормативных актов могут подаваться и другие бумаги. В отличие от трудоустройства по основному месту, при приеме на работу по совместительству не подается трудовая книжка.
Заявление на внутреннее совместительство — образец
Заявление на внешнее совместительство — образец
Подводим итоги
Совместительство представляет собой выполнение дополнительно к основной другой оплачиваемой работы по трудовому договору в свободное время. Основные виды совместительства – внутреннее, то есть у того же работодателя, у которого выполняется основная работа, и внешнее, то есть в другой организации.
При приеме на дополнительную должность необходимо подать заявление. Оформляется оно по общим правилам, предусмотренным для такого рода документов, но с некоторыми нюансами. Для упрощения процедуры написания заявления о приеме на работу по совместительству можно воспользоваться его образцом. Работодателям стоит разработать собственный шаблон.