Акт инвентаризации имущества — как заполнить

Зачастую собственники организаций пренебрегают учетом своей собственности и обязательств, считая это лишней трудностью и пустой тратой времени. Такая позиция противоречит позиции государства, согласно которой все руководители организаций должны осуществлять бухгалтерский учет собственности. Этому способствуют внутренние мероприятия.

Процедура проверки соответствия реальных данных прописанным в реестрах достаточно сложная и трудоемкая. Однако она может выявить случаи казнокрадства – незаконного присвоения имущества государства, а также кражи (часто встречаются в малом бизнесе), нарушение законов и даже причины задолженностей. Так, инвентаризация – надежный инструмент координации процесса управления активами предприятия. Подробнее — в статье.

Инвентаризация имущества

Основные понятия

Одним из основных документов, показывающим результаты проведения фактического осмотра имущества, финансов и других физических объектов хозяйствующего субъекта, является акт инвентаризации имущества (образец можно скачать в конце статьи). В нем фиксируется соответствие действительности прописанного субъектом в  учетной документации имущества.

Другим важным документом в процессе инвентаризации являются бланки определенной формы, которые отличаются на разных этапах проверки для удобства и четкости понимания ситуации в организации.

Акт инвентаризации имущества составляется комиссией по установленной форме по итогам проверки. Подобному анализу подлежат все материальные активы фирмы. Если совпадение стопроцентное, то акт будет базироваться на описях.

В случае несовпадения фактических и прописанных данных составляется ведомость расхождений. Если во время досмотра выясняется, что у субъекта нет прав на вещь, то следует проводить процедуру в присутствии его собственника.

По фактам расхождения, ответственное лицо обязано написать объяснительную записку и к нему будут приняты меры по усмотрению руководства и в зависимости от ситуации. Излишки продукции чаще всего расходуются или разделяются между работниками, а недостаток — взыскивают с виновных.

Смотрите также:  Ренессанс Кредит - номер телефона горячей линии

Порядок проведения

Кем и когда проводится

Существует общепринятый порядок проведения инвентаризации имущества:

  1. Руководство принимает решение об инвентаризации основных средств.
  2. Оформляется приказ, в котором четко прописывается необходимая информация, а именно, сроки, объекты, локации, участники комиссии, председатель комиссии.

Следует отметить, что все люди, принимающие участие в инвентаризационной комиссии, не должны быть материально заинтересованными.

На данный момент в России существует одинаковый алгоритм для прохождения инвентаризации для частных предприятий и государственных учреждений. Поэтапно происходят следующие процессы:

  1. С распоряжения руководителя формируется комиссия.
  2. Декларируются подготовительные документы и расписки по имеющейся собственности.
  3. Назначается день, в который будет происходить процедура.
  4. Проводится инвентаризация.
  5. Составляется итоговый акт.

Соблюдение всех этапов дает гарантию того, что никто не сможет оспорить результаты и выявить нарушения в проведении мероприятия.

Хозяйствующий субъект оставляет за собой право самостоятельно решать, когда проводить проверку собственности, за исключением следующих случаев:

  • Кража или порча имущества;
  • Смена материально-ответственного лица;
  • Подготовка бухгалтерской отчётности;
  • Ликвидация организации;
  • Природные катаклизмы и другие форс-мажорные обстоятельства.

В перечисленных ситуациях имущество должно быть инвентаризировано в обязательном порядке.

На что распространяется

Инвентаризировать можно различные материальные активы предприятия.

  • Материалы;
  • Инвентарь;
  • Продукция;
  • Строения;
  • Денежные активы и сбережения;
  • Товарные знаки.

Оформление акта инвентаризации имущества

По факту проверки составляется опись и акт с результатами. Результаты оформляются в виде описей с фактическим наличием и количеством, и сличительных ведомостей, где можно видеть несоответствие межу данными, указанными в реестрах, и реальными.

Обычно акт состоит из:

  • Заголовка с прописанным названием субъекта, датой и кодом;
  • Основной частью, в которой закрепляются все сведения о прошедшей процедуре. Здесь перечисляются объекты и субъекты, и основные результаты проверки;
  • Формальной частью (заверение документа).

Основная задача акта – четко отражать результаты проведенной процедуры.

Фирма может оставить за собой право самостоятельного выбора формы документа контроля, так и воспользоваться универсальной формой.

Бланки

Бланки используются для описи разных типов имущества. Существует более 20 форм бланков.

Смотрите также:  Как зарегистрироваться в Ютубе и создать канал?

Скачать бланк описи основных средств (один из этапов инвентаризации всего имущества).

Где скачать основные бланки — читайте в статье «Где скачать бланк инвентаризационной описи и как его заполнить».

Образец

По результатам всех описей создается акт.

Акт инвентаризации имущества — скачать образец.