СЗВ-М — что это такое?

ИП и юридические лица в обязательном порядке сдают отчетность контролирующим органам. Содержание форм, периодичность их предоставления и адресаты зависят от режима налогообложения (общий, упрощенная система, ЕНВД, патент, единый сельскохозяйственный налог и так далее) и вида деятельности организации.

Одной из таких форм является СЗВ-М, где содержатся сведения о застрахованных сотрудниках. Речь здесь идет не о страховании жизни или здоровья, а о пенсионном страховании. Следовательно, компании обязаны направлять данный отчет в ПФР, чтобы последний мог контролировать правильность начисления пенсий.

Расшифровка сочетания «СЗВ-М» отсутствует. Точнее, она нигде не определена в законе или других нормативных правовых актах. Название у данного отчета — «Сведения о застрахованных лицах». Если предположить, что первые две буквы расшифровываются как «сведения о застрахованных», то «В», скорее всего, означает то, что он входящий, то есть направляется в Пенсионный фонд РФ (документы, которые предоставляются из ПФР, обладают индексом «И» — исходящие). Буква «М», вероятно, обозначает периодичность предоставления данной формы отчетности – каждый месяц. Таким образом, СЗВ-М никак не расшифровывается. Это установленный государственными органами код, который используются для идентификации отчетности в различных информационных системах.

Содержание описываемой формы определено Постановлением Правительства РФ №83п в 2016 году. В Пенсионный фонд РФ ее предоставляют все предприниматели и организации, использующие в своей деятельности труд наемных работников. Обязанность составлять и отправлять отчет лежит также на адвокатах, нотариусах и других предпринимателях.

Важно: единственным признаком обязанности по предоставлению СЗВ-М является наличие оформленных трудовых отношений с наемными сотрудниками. Если в компании или у ИП имеется хоть один трудовой договор, они обязаны направлять данный отчет в ПФ РФ.

В некоторых ООО единственный учредитель заключает с собой трудовой договор для исполнения функций директора. В такой ситуации компания обязана предоставлять в ПФР отчет по форме СЗВ-М. В противном случае она может быть привлечена к административной ответственности. Если же трудовой договор учредитель сам с собой не заключил и получает доход только в виде дивидендов, то такой компании подавать отчет СЗВ-М в ПФР не нужно. Также отсутствует обязанность отчитываться и у ИП, если у него нет наемных сотрудников (тогда страховые взносы ИП платит в ПФР только за себя).

Смотрите также:  ПАО «Промсвязьбанк» - реквизиты

Описываемый отчет направляется в контролирующий орган ежемесячно не позже 15 числа. В нем должны содержаться данные обо всех сотрудниках предприятия, с которыми заключены трудовые договоры, действующие в течение месяца. Если сотрудник уволился, то информация по нему все равно включается в СЗВ-М. Однако в следующих отчетных периодах данные о нем уже подаваться не будут.

Важно: с 2017 года при расторжении трудового договора с работником работодатель должен предоставить ему выписку из отчета СЗВ-М. Работник может обратиться к руководству с заявлением о предоставлении ему сведений из описываемой формы, и работодатель обязан удовлетворить такую просьбу в течение 5 дней с момента поступления заявления.

Содержание отчетности очень простое:

  1. Сведения об отчитывающейся организации: краткое наименование, ИНН, КПП и регистрационный номер в системе пенсионного страхования.
  2. Цифровое обозначение периода, за который сформирован отчет.
  3. Тип отчета:
    • ИСХД — для СЗВ-М, который направляется впервые;
    • ДОП – для отчета, содержащего дополняющие данные;
    • ОТМ – для формы, которая отменяет предыдущую.
  4. Сведения обо всех официально трудоустроенных сотрудниках: ФИО, СНИЛС и ИНН.

Большинство организаций и ИП составляют форму в специальных программах, где ведутся регламентированные виды учета. Помимо составления отчетов, в таких приложениях можно контролировать все движения персонала (прием, перевод на другую должность, увольнение), анализировать выплаты под отчет (в том числе осуществлять учет ГСМ по топливным картам), начислять налоги и так далее. Такие программные продукты содержат форму отчета СЗВ-М, которая автоматически заполняется на основании имеющихся данных. Это существенно экономит время и повышает производительность.

Направлять форму отчетности в ПФР можно двумя способами: через системы цифрового документооборота и в бумажном варианте почтой. Первый способ требует наличия у компании или ИП электронной цифровой подписи и специального программного обеспечения. При этом он быстрее и является обязательным для компаний и ИП, численность работников у которых превышает 25 человек. Второй способ более медленный, но он не предусматривает дополнительного оборудования и обходится дешевле.

Смотрите также:  Что такое «Копилка» в Сбербанке и как ее подключить?
Отчет СЗВ-М необходимо сдавать ежемесячно при наличии сотрудников
Отчет СЗВ-М необходимо сдавать ежемесячно при наличии сотрудников

Итак, чтобы вести предпринимательскую деятельность, необходимо зарегистрироваться (иначе придется платить штраф за незаконное предпринимательство). Однако после регистрации у ИП или ООО возникают не только права, но и обязанности. В частности, предоставлять в контролирующие органы отчетность.

В ПФР компании и ИП предоставляют несколько форм отчетов. Один из них СЗВ-М, в котором содержатся сведения обо всех работниках организации (ФИО, ИНН, СНИЛС). Направлять такой отчет в контролирующий орган обязаны все работодатели, то есть компании, использующие труд наемного персонала. Заполняется форма достаточно просто. В ПФР она направляется либо почтой, либо по цифровым каналам связи (при наличии у организации ЭЦП).